Министерство образования и науки РК
Западно-Казахстанский государственный университет
им. М. Утемисова

 

 

 

Медешова А.Б.
Капленко В.П.
Ахметова М.С.

 

Методические рекомендации
по организации непрерывной педагогической
практики студентов 1-2 курса

для группы специальностей «Образование»

 

 

 

 

 

 

 

 

Уральск – 2010

 

УДК (072):37.015

Составители:
Медешова А.Б. – к.п.н., доцент кафедры  общей педагогики и информатики ЗКГУ им.М.Утемисова
Капленко В.П. – ст. преподаватель кафедры  общей педагогики и информатики  ЗКГУ им.М.Утемисова
Ахметова М.С. - преподаватель кафедры  общей педагогики и информатики  ЗКГУ им.М.Утемисова

Рецензенты:
Пересветов Н.Н.к.п.н., профессор кафедры ЗКГА
Молдагалиев Б.А. – к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ЗКГУ им. М. Утемисова


Медешова А.Б., Капленко В.П., Ахметова М.С.
Методические рекомендации по организации непрерывной педагогической практики студентов 1-2 курса для группы специальностей «Образование». Методические рекомендации.- Издат. центр и СМИ ЗКГУ им. М. Утемисова. – Уральск, 2010.27стр.

 

Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, культурологическим, психолого-педагогическим дисциплинам, а также формирование на основе теоретических знаний педагогических умений, навыков и компетенций.
Методические рекомендации предназначены для студентов, организаторов педагогической практики и работников школ.

 

 

 

 

© Медешова А.Б., Капленко В.П.,
Ахметова М.С., 2010.
© ЗКГУ им. М.Утемисова, 2010.



Введение

Новые социально-экономические условия развития общества, выход в мировое культурно-образовательное пространство, современные тенденции развития педагогической науки и системы образования в цивилизованных странах, анализ опыта, накопленного в мировой педагогике, выявляют необходимость качественно иной подготовки учителя.
Современный учитель должен быстро ориентироваться в меняющейся социальной ситуации, обладать мышлением, предполагающим системное видение педагогического процесса, направленным на создание индивидуально-творческого стиля профессиональной деятельности, на сотрудничество с учащимися.
В системе профессиональной подготовки будущего учителя педагогическая практика играет приоритетную роль. Являясь органической частью целостного педагогического процесса (ЦПП) вуза, она обеспечивает единство теоретической и практической подготовки учителя.
Данные методические рекомендации составлены в соответствии с «Концепцией высшего педагогического образования Республики Казахстан», ГОСО РК 2009.09.01 и типовой учебной программой по педагогической практике.
Целью педагогической практики является закрепление и углубление знаний по общенаучным, культурологическим, психолого-педагогическим дисциплинам, а также формирование на основе теоретических знаний педагогических умений, навыков и компетенций.
Непрерывная педагогическая практика (НПП) способствует: реализации ведущих идей Концепции; внедрению идей гуманизации, демократизации и интеграции образования; ориентации всей системы учебно-воспитательной деятельности в вузе на создание условий, обеспечивающих формирование активно-творческой, профессионально компетентной личности будущего учителя, действующего в реальном педагогическом процессе учебного заведения; творческому подходу к организации учебно-воспитательной работы.
Проведение педагогической практики осуществляется с учетом следующих условий:
- взаимосвязи теоретической и практической подготовки, направленной на понимание целостного педагогического процесса как объекта профессиональной деятельности учителя;
- поэтапности, системности в организации педагогической практики с первого по выпускной курс, предполагающих постепенное усложнение деятельности студентов.
- интеграции достижений психолого-педагогической науки и практики, как классической, так и инновационной;
- ориентации будущего учителя на научно-исследовательскую работу в процессе прохождения всех видов педагогической практики, начиная с первого курса.
В соответствии с «Государственным общеобязательным стандартом образования Республики Казахстан», комплексом дисциплин психолого-педагогического образования непрерывная педагогическая практика на 1,2 курсах включает в себя:
1) психолого-педагогическую практику студентов 1 курса («школьный день»);
2) учебно-воспитательную практику студентов 2 курса («школьный день»).

Содержание непрерывной педагогической
практики

Психолого-педагогическая практика студентов 1 курса
«Школьный день» (2 недели)

Психолого-педагогическая практика студентов 1 курса базируется на изучении курса «Введение в специальность». Научной основой организации практической деятельности студентов являются дисциплины «Психология», «Возрастная физиология и школьная гигиена», дисциплины общеобразовательного цикла, изучаемые студентами-первокурсниками.

Задачи практики

  • осознание студентами социальной значимости деятельности учителя и его влияния на формирование личности школьника;
  • формирование педагогической направленности, профессионально-ценностных мотивов будущих учителей.

Содержание практики

1. Ознакомление с системой работы учебно-воспитательных учреждений разного типа в соответствии учрежденными нормативными документами:
- с основными направлениями работы школы в условиях реформирования образования;
- с Госстандартом, типовыми программами учебного предмета по специальности;
- системой управления в целостном педагогическом процессе школы (деятельность директора, заместителей директора и т.д.);
- со школьной документацией (план работы школы, планы классного руководителя и т.д.);
- с деятельностью учителя - предметника и классного руководителя на основе использования различных методов (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение школьной документации и т.д.);
- с деятельностью школьного психолога;
- санитарно-гигиеническими условиями школы;
- с особенностями физического развития, режима дня, режима питания школьников, расписания уроков;
- с материально-техническим оснащением школы.
2. Использование отдельных научно-исследовательских методов для выполнения следующих заданий:
- составление «социально-педагогического портрета учителя»;
- составление психологической характеристики личности ученика.
З. Участие в целостном педагогическом процессе класса:
- в воспитательных мероприятиях класса в соответствии с планом работы классного руководителя;
- в подборе дидактических материалов к конкретному уроку учителя-предметника.
4.Разработка плана профессионально-личностного саморазвития.
5.Ознакомление с методами НИРС по психолого-педагогическим дисциплинам как расширение возможностей студента самостоятельного получения информации.

План организации учебно-воспитательного процесса

I. Неделя

День первый
1. Беседа с директором школы или его заместителем по учебно-воспитательной работе о направлениях учебно-воспитательной работы в школе.
2. Распределение по классам.
3. Знакомство со школой:
Изучение паспорта школы;
Экскурсия по школе (знакомство с учебными кабинетами, библиотекой, кабинетом психолога, социального педагога, спортзалом, актовым залом, медицинским кабинетом).
4. Знакомство с учителем-предметником и классным руководителем.

День второй
1. Изучение расписания уроков.
2. Посещение уроков.
3. Изучение структуры классного журнала.

День третий
1. Посещение уроков.
2. Изучение структуры и содержания годового плана работы школы.
3. Получение задания учителя-предметника и классного руководителя.

День четвертый
1. Посещение уроков.
2. Изучение типовой учебной программы по предмету.

День пятый
1. Посещение уроков.
2. Изучение плана воспитательной работы классного руководителя.

День шестой
1. Выполнение задания учителя-предметника и классного руководителя.
2. Подготовка документации к отчету.

II. Неделя

День первый
1. Посещение уроков.
2. Изучение календарного плана учителя.
3. Получение задания учителя-предметника и классного руководителя.

День второй
1. Посещение уроков.
2. Знакомство с санитарно-гигиеническими условиями школы.

День третий
1. Посещение уроков.
2. Составление «социально-педагогического портрета учителя».

День четвертый
1. Посещение уроков.
2. Составление психологической характеристики личности ученика.
3. Выполнение задания учителя-предметника.

День пятый
1. Посещение уроков.
2. Выполнение задания классного руководителя.

День шестой
1. Знакомство с материально-техническим оснащением школы.
2. Подготовка документации по педагогической практике к отчету.

Таблица 1 – Содержание деятельности студентов 1 курса

Содержание и виды деятельности студентов

Практические задания студентам

1.

Ознакомление с учебно-воспитательной работой школы.

Студенты ведут записи в педагогическом дневнике.

2.

Беседа с директором или завучем  об основных направлениях работы школы.

Распределение по классам.

3.

Знакомство с кабинетами и работой музея.

Определяют, в чем будет выражаться их помощь школе.

4.

Знакомство с программой школьного предмета по специальности.

Отражение работы в дневнике.

5.

Посещение и знакомство с оборудованием школьного  кабинета по учебному предмету.

Наметить объект изучения (ученика).

6.

Знакомство с работой классного руководителя.

Изучение плана воспитательной работы.

7.

Работа с активом класса.

Помощь учащимся в проведении мероприятий к памятным датам.

8.

Посещение кружка по специальности.

Участие в его проведении.

9.

Участие  в работе  классного руководителя.

Выполнение  отдельных поручений  по проведению праздничных дней.

10.

Проведение занятия кружка по специальности.

Отражение всех видов работы в дневнике.

11.

Участие в работе классного руководителя.

Подбор материала  к классным часам, репетиции, организация смотров, конкурсов, выпуск стенгазет.

12.

Помощь учителю в подборе и изготовлении дидактических материалов. Ремонт оборудования кабинета.

Составление карточек, таблиц к урокам.

13.

Овладение комплексом исследовательских методик для изучения школьников.

  • Наблюдение.
  • Беседа
  • Анкетирование
  • Социометрия
  • Выполнение одного задания по психологии.

Студент за время педпрактики собирает материал для характеристики одного ученика (по схеме). Ведет записи в дневнике.

Отчетная документация студента 1 курса

1. Индивидуальный план с отметкой классного руководителя и учителя-предметника о выполнении  заданий, заверенный директором школы (приложение 1)
2. Педагогический дневник (приложение 2)
3. Психологическая характеристика ученика.
4. Отчет о проделанной работе (в произвольной форме)

Примечание: Образцы прилагаются в приложении.

Учебно-воспитательная практика студентов 2 курса
«Школьный день» (2 недели)

Теоретической базой для деятельности студентов 2 курса на педагогической практике являются изучаемые ими дисциплины «Педагогика школы», «Психология развития», дисциплины общеобразовательного цикла.
Задачи практики

1. Изучение и осмысление состояния педагогического процесса класса:
а) учебный процесс как составная часть ЦПП;
б) воспитательный процесс как составная часть ЦПП.
2. Овладение комплексами психолого-диагностических методик, применяемых для изучения основных характеристик педагогического процесса.
З. Формирование профессиональной компетенции (знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций помощника учителя-предметника и классного руководителя и организации педагогического общения).
4. Разработка на основе плана развернутой программы профессионально-личностного саморазвития.

Содержание практики
1. Изучение:
- нормативных и разрабатываемых учителями планов (учебный план; учебная программа; календарный, тематический и поурочный планы учителя-предметника);
- учебного кабинета по предмету (наличие ТСО, таблиц, схем, раздаточные дидактические материалы, учебники на электронных носителях, видеотеки и т.д.)
- состояния учебного процесса в различных его формах (урок, семинар, круглый стол, дебаты и др.);
- внеклассной работы по предмету;
- детского коллектива с использованием психолого-педагогических диагностических методик;
- возрастных особенностей учащихся;
- системы работы классного руководителя;
- внедрения современных образовательных технологий в ЦПП класса.
2. Участие:
- в подготовке дидактического материала к уроку учителя-предметника;
- в проведении различных форм внеклассной познавательной деятельности (по учебному предмету);
- в оказании помощи учащимся по освоению учебного материала;
- в реализации воспитательных дел согласно плану воспитательной работы.
Самостоятельная подготовка и проведение отдельных видов и форм воспитательной работы.
3. Осуществление:
- общедидактического, психологического анализа урока;
- разработки психолого-педагогической характеристики класса;
- работы по реализации программы профессионального самовоспитания и самообразования.
4. Выполнение задания по плану НИРС и УИРС с целью подготовки научного реферата, доклада по педагогике и психологии.

План организации учебно-воспитательного процесса

I. Неделя

День первый
1. Беседа с директором школы или заместителем директора по учебно-воспитательной работе об основных направлениях работы школы и особенностях деятельности администрации.
2. Распределение по классам.
3. Знакомство со школой:
- изучение паспорта школы;
- экскурсия по школе (знакомство с учебными кабинетами, библиотекой, медицинским кабинетом, актовым залом, спортзалом, кабинетом психолога, столовой).
4. Изучение расписания уроков.

День второй

1. Знакомство с учителем-предметником и классным руководителем.
2. Посещение уроков.
3. Изучение структуры классного журнала.

День третий

1. Посещение уроков.
2. Изучение структуры и содержания годового плана работы школы
День четвертый
1. Посещение уроков.
2. Изучение учебного плана.

День пятый

1. Посещение уроков.
2. Изучение учебной программы по специальности.
3. Проведение анкетирования по выявлению мотивов учения и интересов школьников (приложение 3)

День шестой

1. Посещение уроков.
2. Изучение календарно-тематического плана по специальности.

II. Неделя

День первый
1. Посещение уроков.
2. Изучение плана воспитательной работы классного руководителя.

День второй
1. Посещение уроков.
2. Изучение структуры поурочного плана учителя-предметника.
3. Знакомство с оборудованием кабинета по специальности.

День третий
1. Посещение уроков.
2. Выполнение задания учителя-предметника.
3. Проведение социометрического исследования (приложение 4)

День четвертый
1. Посещение уроков.
2. Выполнения задания классного руководителя.

День пятый
1. Посещение уроков.
2. Знакомство с методикой проверки дневников.

День шестой

1. Подготовка документации: написание психолого-педагогической характеристики ученика и отчета.

Таблица 2 – Содержание деятельности студентов 2 курса

Содержание и виды деятельности студентов

Практические задания студентам

1.

Ознакомление с задачами и содержанием педагогической практики студентов 2 курса.

Участие в работе  конференции. Организационно-установочные  совещания в школе.

2.

Изучение системы работы классного руководителя.

1.Консультация по составлению индивидуальных планов работы студентов на 1ое полугодие.
2.Согласование индивидуальных планов работы на 1 полугодие с  классными руководителями.
3.Беседа с классным руководителем о его системе работы с учащимися.
4.Ознакомление с планом  воспитательной работы  классного руководителя.

3.

Участие в организации внеклассной работы  воспитательной с учащимися.

Проведение  мероприятия, посвященного Дню Независимости РК (беседа, рассказ, чтение рассказов и.т.д.). Коллективное  обсуждение  проведенных мероприятий.

4.

Участие  в учебной работе класса. Внеклассная работа по предмету.

Согласование и выбор формы внеклассного занятия  по предмету: устный журнал, викторина, газета тематический вечер.

5.

Ознакомление  студентов с содержанием, видами и методикой проведения классных часов.

Консультации преподавателя общественных дисциплин.

6.

Участие в учебной работе в классе: внеклассная работа по предмету.

Проведение индивидуальных дополнительных занятий с 2-3 учащимися (в соответствии со спецификой факультета)

7.

Социометрическое изучение  межличностных отношений  в классе.

Выявление с использованием  социометрической методики «звезд», «предпочитаемых», «отверженных».

8.

Ознакомление с системой работы школы по организации трудового воспитания, общественно-полезного труда, профориентации учащихся.

Посещение кабинета по профориентации, учебных мастерских. Посещение уроков трудового обучения. Изучение учебных программ по предмету.

9.

Участие в проведении  мероприятия по трудовому воспитанию и профессиональной ориентации школьников.

Организация субботника. Профориентационная беседа с учащимися в классе. Оформление стенгазеты, монтажа, уголка профориентационного содержания.

10.

Участие в работе по нравственному воспитанию учащихся.

Проведение классных часов, праздников и др. форм работы (по выбору) по воспитанию  сознательной дисциплины и культуры  поведения школьников в соответствии  со следующей тематикой: «Вежливость – сестра культуры человека», «Делу - время, потехе - час», «Словарь вежливого человека», «Режиму дня - мы друзья», «Живем без няни, работаем сами», «Кого бы ты взял с собою, собираясь в трудный поход?», «Кого можно считать хорошим другом?».

11.

Ознакомление с системой ученического  самоуправления.

Беседа с организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы.

12.

Оказание помощи учителю-предметнику.

Участие  в проверке ученических тетрадей по предмету. Проведение внеклассного занятия по предмету.

13.

Участие  в подготовке учащихся  к новогоднему празднику.

Оформление новогодних газет. Изготовление с учащимися  новогодних костюмов. Разучивание  новогодних песен, стихов. Репетиции новогодних интермедий, сказок и.т.д. новогодних классных часов.

14.

Ознакомление с системой работы  классного руководителя  по подведению итогов работы за полугодие. Помощь классному руководителю  в оформлении итогов работы.

Работа с классным журналом, дневником учащихся. Оказание помощи  в заполнении табелей  успеваемости  и посещаемости учащихся, сводной ведомости и.т.д.

15.

Промежуточная аттестация студентов  по результатам практики в школе.

Коллективный анализ проведенного мероприятия. Проверка выполнения индивидуальных планов. Проверка педагогических дневников. Собеседование по теоретическим вопросам

Отчетная документация студентов 2 курса

  • Индивидуальный план с отметкой классного руководителя и учителя-предметника о выполнении  заданий, заверенный директором школы (приложение 1)
  • Педагогический дневник (приложение 2)
  • Психолого-педагогическая характеристика ученика.
  • Отчет о проделанной работе (в произвольной форме)

Примечание; Образцы прилагаются в приложении.

Права и обязанности студентов-практикантов

Студент-практикант имеет право:

  • По всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики, к учителям учебно-воспитательного учреждения (УВУ);
  • Вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации практики;
  • Получать методическую помощь;
  • Участвовать во всей учебно-воспитательной работе учреждения, в котором проходит практика;
  • Пользоваться учебно-методическими пособиями и материалами, имеющимися в библиотеке и кабинетах УВУ.

Студент, отстраненный от практики или работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план данного семестра.
Студенту, не прошедшему практику по уважительной причине, по решению кафедр (декана факультета) может назначаться дополнительное время для прохождения практики без отрыва от учебных занятий.
Обязанности студента-практиканта.
1. Быть профессионально-подготовленным, обладать моральными качествами, позволяющими вести учебно-воспитательную работу.
2. Организовать свою деятельность в соответствии с требованиями Устава УВУ, подчиняться правилам внутреннего распорядка, выполнять распоряжения администрации и руководителей практики.
3. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.
4. Иметь и своевременно оформлять необходимую учебно-методическую (дневник, индивидуальный план, психолого-педагогическую характеристику, отчет) документацию.
5. Своевременно подготовить отчет по практике.
6. Своевременно представить групповому руководителю зачетную книжку для оформления зачета.
7. На период практики один из студентов, проходящих практику в данном УВУ, назначается старостой группы. В обязанности старосты входит учет посещаемости студентов, общая организация работы группы, оповещение студентов о коллективных консультациях и семинарах, выполнение поручений руководителей практики, администрации школ, кафедры.

Нормы  оценок студентов 1-2 курса
за непрерывную педагогическую практику

Оценка A «5» (95-100) – выставляется в том случае, если студент не пропустил ни одного дня практики, вовремя и на высоком уровне выполнил намеченный объем учебно-воспитательной работы. При решении учебно-воспитательных задач опирался на знания по изученным психолого-педагогическим дисциплинам, работал творчески, проявлял инициативу, соблюдал педагогический такт, получил запланированный результат. Задания учителя-предметника и классного руководителя выполнил на «отлично». Документация оформлена безукоризненно и сдана вовремя.
Оценка A- «5» (90-94) – выставляется в том случае, если студент пропустил несколько дней педпрактики, но по уважительной причине. При решении учебно-воспитательных задач опирался на знания по изученным психолого-педагогическим дисциплинам, работал творчески, проявлял инициативу, соблюдал педагогический такт, получил запланированный результат. Задания учителя-предметника и классного руководителя выполнил на «отлично». Документация оформлена безукоризненно и сдана вовремя.
Оценка B+ «4» (85-89) – выставляется студенту, который полностью выполнил намеченную программу учебно-воспитательной работы, опирался на знания по изученным психолого-педагогическим дисциплинам, работал творчески, проявлял инициативу, соблюдал педагогический такт, получил запланированный результат, задания учителя-предметника и классного руководителя выполнил на «отлично». Но документация оформлена не совсем аккуратно, хотя и сдана вовремя.
Оценка B «4» (80-84) – выставляется студенту, который полностью выполнил намеченную программу учебно-воспитательной работы, соблюдал педагогический такт, получил запланированный результат, одно из заданий учителя-предметника или классного руководителя выполнил на «отлично», другое на «хорошо», хотя документация сдана вовремя и выполнена аккуратно и в полном объеме.
Оценка B- «4» (75-79) – выставляется студенту, который полностью выполнил намеченную программу учебно-воспитательной работы, соблюдал педагогический такт, получил запланированный результат, задания учителя-предметника и классного руководителя выполнил на «хорошо», хотя документацию сдал вовремя и выполнил аккуратно.
Оценка C+ «3» (70-74) – выставляется студенту, который выполнил программу учебно-воспитательной работы. Но за одно из заданий получил «3», хотя документация оформлена в соответствии с требованиями и аккуратно.
Оценка C «3» (65-69) ставится студенту, который выполнил программу учебно-воспитательной работы, но оба задания выполнил на «3», хотя документация сдана вовремя и соответствует предъявляемым требованиям.
Оценка C- «3» (60-64) ставится студенту, который выполнил программу учебно-воспитательной работы частично, так как пропускал дни практики без уважительной причины, хотя документацию сдал вовремя и в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Оценка D+ «3» (55-59) выставляется студенту, который выполнил программу учебно-воспитательной работы неполностью, так как допускал пропуски дней практики без уважительной причины, опаздывал и уходил со школы раньше времени, хотя документацию сдал вовремя и в соответствии с требованиями.
Оценка D «3» (50-54) ставится студенту, который выполнил программу учебно-воспитательной работы неполностью, так как допускал пропуски дней практики без уважительной причины, опаздывал или уходил со школы раньше времени, документацию сдал вовремя, но выполнена она небрежно.
Оценка F «2» (0-49) выставляется студенту, который не выполнил программу учебно-воспитательной работы, пропускал дни практики без уважительной причины, документация сдана не вовремя и выполнена небрежно.

Методические рекомендации
по организации непрерывной педагогической практики

Методические рекомендации по анализу урока

В ходе посещения студент должен анализировать урок по следующей схеме:

  • Дата посещения
  • Класс
  • Предмет
  • Тема урока
  • Учитель (фамилия, имя и отчество)

Таблица 3 - Запись наблюдаемого урока сделайте по следующей форме

Этап.
Время, отведенное на основные этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Время, затраченное на каждый вид работы учащихся.

Замечания по ходу наблюдения урока. Вопросы учителю и учащимся, возникшие в ходе наблюдения.

После того, как записан ход урока, необходимо приступать к анализу по следующим вопросам:

  • Как учитель руководил познавательной деятельностью учащихся?
  • Как учитель организует понимание, осмысление, закрепление, применение знаний?
  • Опишите, как учитель активизирует познавательную деятельность учащихся (при изучении нового материала, при проверке знаний, при закреплении)?
  • Охарактеризуйте отношение учащихся к учебной деятельности (положительное, отрицательное, безразличное)
  • Какова активность учащихся на уроке (как включается в урок, слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы).
  • На каких этапах урока активность возрастает, а на каких падает, чем это вызвано?
  • Проанализируйте характер вопросов учителя. Были ли заданы вопросы учащимся? Какой характер они носили (репродуктивный, проблемный, обобщающий и т.д.). Как учитывались особенности младшего возраста?
  • Каковы особенности учебной деятельности класса? Отдельных групп учащихся?

Схема структурного анализа урока

Предмет ……………………. Класс
Учитель ……………………. Дата
Тема урока ……………………
Цель и задачи урока………………………….

  • Оценка цели и задач урока.
  • Тип урока.
  • Структура урока, его этапы (в минутах):
    • Психологический настрой учащихся на урок, организующее начало.
    • Актуализация опорных знаний учащихся:

а) фронтальный опрос;
б) организация индивидуальной работы;
в) организация коллективной работы;
г) дифференцированно-групповой опрос и другие.
3.3.   Этап объяснения новой темы (если он был) с использованием
а) метода изложения;
б) проблемного метода с приемами эвристической беседы;
в) самостоятельной работы с книгой;
г) метода упражнений и т.д.
3.4.   Закрепление полученных знаний. Имеет ли место
а) организация деятельности учащихся по образцу (репродуктивной);
б) организация самостоятельной творческой (продуктивной) деятельности учащихся.
3.5.   Этап итоговой проверки знаний учащихся по уроку (если он был):
а) устная работа;
б) групповая работа с привлечением консультантов (ассистентов);
в) дифференцированно-групповая, с взаимопроверкой;
г) самопроверка и самооценка выполнанной работы и т.д.
3.6.   Итог урока:
а) формулирование теоретического вывода по уроку (с чем познакомились сегодня на уроке);
б) комментьрование ответов учащихся, выставление оценок;
в) домашнее задание, его комментирование.
4. Выводы по анализу урока:
4.1. Рациональность выбора этапов урока.
4.2. Оптимальность распределения времени по каждому из предложенных этапов.
4.3. Результативность данного типа и структуры урока.
4.4. Ваши предложения по улучшению структуры урока и эффективному использованию учебного времени.

Схема психолого-педагогической характеристики ученика

I. Общие данные:
1. Фамилия, имя, дата рождения, класс;
2. Условия семейного воспитания (структура, стиль жизни семьи, экономическое обеспечение, ценностные ориентации, педагогическая культура).
З. Общее физическое развитие и состояние здоровья учащегося.
II. Взаимоотношения с коллективом и общественная активность.
1. Общая характеристика класса (общее развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).
2. Положение ученика в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем определяются его отношения).
З. Доволен ли учащийся своим положением и какое положение хотел бы занять?
4. Отношение к товарищам по классу (является ли референтной группа для ученика, дорожит ли мнением коллектива, к какой микрогруппе принадлежит, мотивы общения).
5. Диапазон общественных интересов и степень активности в общественной работе.
6. Мотивы общественной деятельности.
III. Учебная характеристика.
1. Успеваемость (преобладающие оценки, одинаковая или неодинаковая успеваемость по разным предметам).
2. Уровень усвоения знаний.
З. Мотивы учебной деятельности.
4. Умение учиться (способность организовать собственную познавательную деятельность: воспринимать материал осознанно и осмысленно, логически его обрабатывать, правильно вести процесс заучивания, пользоваться определенными приемами запоминания, видеть собственные ошибки и пробелы, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д.)
5. Умения и навыки самостоятельного труда с книгой (целенаправленно читать, делать конспекты, составлять планы, схемы, использовать библиографию и т.д.)
6. Организованность, дисциплинированность, уровень требований к себе.
IV. Развитие психических процессов личности ученика.
1. Особенности внимания ученика (степень развития произвольного внимания, его объем, сосредоточенность, устойчивость, распределение, переключение).
2. Осмысленность восприятия, быстрота осмысления.
3. Уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно, владеет ли приемами преднамеренного запоминания, какова быстрота и прочность запоминания, легкость воспроизведения, преобладающий тип памяти: мыслительный или художественный, деятельность каких анализаторов является ведущей при заучивании).
4. Развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений, каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий, умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, быстро ли находит пути решения).
5. Развитие речи (запас слов, образность, эмоциональность речи, умение выразить слово, мысль письменно или устно).
6. Развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах деятельности).
V.Психические свойства ученика.
1. Самооценка и уровень притязаний.
2. Интересы (содержание интересов, их широта и устойчивость).
Убеждения, мечты, идеалы.
З. Психологические свойства и преобладающий тип темперамента.
4. Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера: а) черты направленности личности по отношению к людям, учебе, труду, самому себе (чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность); б) волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т.д.).
5. Особые способности к какой-нибудь деятельности (музыке, рисованию, артистические способности и т.д.). В чем они проявляются?
6. О чем мечтает и что намеревается делать в будущем?
VI.Общие психолого-педагогические выводы.
1. Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т.д.).
2. Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы с учениками.

Подготовка внеклассного воспитательного мероприятия

Выбор темы внеклассного занятия определяется планом классного руководителя, задачами воспитания, уровнем воспитанности учащихся класса.
1. Определив тему внеклассного занятия, продумайте, каковы его цель и задачи (при этом помните о комплексном подходе к воспитанию, о единстве гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания). Четко определите, какая задача является основной, решение которой предположительно вызовет изменения в личности каждого учащегося и класса в целом.
2. При подготовке внеклассного занятия уделяйте внимание его психологическому обоснованию:
а) возрастные психологические особенности и преломление их в облике учащегося данного класса: воспитанность учащихся, эстетическая и нравственная, социальная активность, степень развития у учащихся основных мотивов деятельности (интересы, убеждения, стремления в пр.);
б) уровень воспитанности учащихся по затрагиваемой проблеме, выявленный путем использования таких методов, как наблюдение (в том числе, включенное наблюдение), беседа с учащимися, классными руководителем, сочинение, анкетирование и пр.
3. Определите, в какой форме будет проходить внеклассное занятие: классный час, конференция, диспут, КВН и пр.
4. В соответствии с целью, задачами воспитания, уровнем воспитанности учащихся продумайте содержание, структуру и методику проводимого занятия. В любом внеклассном воспитательном занятии должны быть:
а) вступительное слово классного руководителя, ведущего ученика;
б) основная часть, где могут быть использованы рассказы и сообщения учащихся, эстетические и другие виды бесед, диспутов и дискуссий, средства искусства и ТСО, ЭВМ, элементы игры, соревнования и др.;
в) заключительная часть, в которой учащиеся подводятся к выводам, даются рекомендации для самовоспитания и самообразования, определяются перспективы дальнейшей коллективной и индивидуальной работы.
5. Подберите материалы, соответствующие теме, задачам занятия, возрасту учащихся (теоретические сведения, примеры из художественной, научно-популярной, публицистической литературы, материалы передач радио, телевидения, стихи, песни, игры, жизненные ситуации, материалы анкетирования, беседы и пр.)
С целью создания психологического настроя и эстетического воспитания учащихся продумайтё оформление комнаты, где будет проходить внеклассное занятие.
6. Продумайте формы участия детей в подготовке и проведении мероприятия. Проведите для школьников консультации.
7. Подобрав материалы, продумав все детали предстоящего занятия, постарайтесь мысленно поставить себя в положение учащихся, определите доступность, действенность и увлекательность содержания данного мероприятия. Затем составьте методическую разработку или подробный конспект.

Cтруктура разработки внеклассного мероприятия

1. Тема, форма проведения, класс.
2. Цель и задачи мероприятия.
З. Оформление.
4. Вопросы подготовки мероприятия классным руководителем и учащимися.
5. План мероприятия: структура, методы, участие детей.
6. Конспект или материалы к мероприятию.
7. Использованная литература.

Cхема психолого-педагогического анализа внеклассного
мероприятия

1. Школа, класс, фамилия студента, проводившего мероприятие.
2. Цель и задачи мероприятия.
3. Обоснование выбора темы и формы проведения данного мероприятия.
4. Анализ подготовки к проведению мероприятия:
а) инициаторы и организаторы мероприятия (учитель, актив класса, инициативная группа, весь коллектив);
б) учет интересов учащихся, возраста, их уровня воспитанность;
в) особенности планирования и подготовки к мероприятию;
г) влияние подготовки мероприятия на сплочение коллектива, личностных качеств учащихся.
5. Анализ хода мероприятия:
а) обоснованность структуры мероприятия и методов его организации;
б) психологический настрой начала мероприятия. Средства его достижения;
в) организованность и дисциплинированность учащихся во время проведения мероприятия, способы их поддержания;
г) оформление помещения, соответствие его целям и задачам проводимого мероприятия;
д) увлеченность учащихся ходом мероприятия, средства эмоционального воздействия на учащихся, формы проявления эмоциональной реакции школьников;
е) обоснованность структуры мероприятия и методов его организации.
6. Анализ результативности мероприятия:
а) в какой мере достигнуты поставленные задачи (какие понятия разъяснены, углублены, каково к ним отношение учащихся, укреплялись ли убеждения относительно обсуждаемых вопросов, возник ли интерес у детей и стремление применить полученные сведения в жизни?);
б) значение мероприятия для последующего развития коллектива и отдельных учащихся;
в) методические ошибки и недостатки, снизившие эффективность мероприятия, способы их устранения. Перспективы дальнейшей работы.

Психолого-педагогические требования  к проведению этической беседы с учащимися

Беседа - вопросно-ответная форма воспитательной работы, где на основе анализа конкретных фактов и примеров учащихся подводят к необходимым выводам и умозаключениям. Воспитатель определяет и формулирует воспитательные, познавательные и развивающие задачи данной беседы. Они должны соответствовать основным  задачам воспитания и состоянию дел в группе в сфере обсуждаемой проблемы.
Требования к беседе:
- актуальность и соответствие темы беседы интересам, уровню воспитанности, развития учащихся;
- научность раскрытия этических понятий и категорий;
- информационная насыщенность;
- опора на имеющийся нравственный опыт учащихся, доказательность и аргументированность мнений, высказываний, корректность обсуждения случаев из жизни, особенно из жизни группы;
- положительно-эмоциональный фон (уместный юмор, шутка, ирония);
- доверительность тона участников беседы;
- подготовка учащихся к беседе (ознакомление с литературой по теме, отбор содержания материала, подготовка инсценировок, письменных сочинений, поделок учащихся);
- авторитет и моральный облик педагога;
- наглядное оформление (афоризмы, высказывания, правила, магнитофон, слайды).
Структура беседы:
1. Вступительное слово педагога-воспитателя, классного руководителя (яркость, эмоциональность речи, анализ конкретных фактов). Оно должно быть интригующим, увлекательным. Необходимо обосновать актуальность обсуждаемой проблемы.
2. Вопросы к учащимся с целью раскрытия нравственных понятий, представлений. Они должны быть конкретными, обращенными к личностным сферам (к их мотивам, потребностям, интересам, стремлениям, желаниям).
3. Анализ материалов анкетирования по обсуждаемой проблеме.
4. Обсуждение фактов из жизни коллектива группы.
5. Обсуждение итогов беседы. Конкретные рекомендации и советы воспитателя.
6. Определение перспектив дальнейшей работы над темой.
Примечание: в ходе беседы целесообразно использовать краткие сообщения учащихся по отдельным вопросам темы, чтение материалов из книг, газет, журналов.

Литература:

1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Профессиональная практика.  – 2009.09.01.
2. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И.Рожкова – М.Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. – 280с.
3. Конаржевский Ю.А. Анализ урока / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 336с.
4. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.А.Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина – М.: Издат.центр «Академия», 2002. – 144с.
5. Педагогика. Курс лекций. – Алматы: «Нурлы алем», 2005.
6. Типовые учебные программы по педагогической практике. – Алматы, 2007.
7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое сообщество России, 2001. – 224с.
8. Хмель Н.Д. Теория и технология реализации целостного педагогического процесса: Учебное пособие (В помощь преподавателям, аспирантам, магистрантам, студентам) – Алматы: АГУ им.Абая, 2002 – 90с.
9. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. - М.,1990.

Приложение 1
Титульный лист

Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова

 

Индивидуальный план
студента-практиканта

ФИО__________________________________________________________________
Специальность__________________________________________________________
Группа_________________________________________________________________
Школа №_______________________________________________________________
Адрес школы____________________________________________________________

Учитель:_______________________________________________________________
Классный руководитель:__________________________________________________
Методист:_____________________________________________________________

 

 

 

 

Уральск 20__ - 20__

 

 

 

 

 

 

2 страница


п/п

Содержание учебно-воспитательной
деятельности

Отметка о выполнении

Оценка работы

 

 

 

 

 

Методист_________________________________________
Директор школы_______________________________________

Приложение 2

Дневник
педагогической практики
студента-практиканта__________________________________________
специальности_____________________группы_____________________
Школа__________класс____________________

Дата

Содержание учебно-воспитательной деятельности

Анализ деятельности

Наблюдения
(за учеником)

 

 

 

 

Приложение 3

АНКЕТА
для выявления мотивов учения и интересов школьника

Фамилия_____________________________      Имя___________________________         Класс_____________

Интересы:

1. Чем Вы занимаетесь в свободное время?
2. Чем бы Вы хотели заниматься в свободное от учебы время?
3. Чем Вы интересуетесь помимо учебы?
4. Какие кружки, секции, студии Вы посещаете?

Мотивы учения.

Подчеркните 1-3 утверждения, с которыми Вы согласны:

Я учусь, потому что
1. Заставляют родители
2. На уроке интересно
3. Хочу больше знать
4. Чтобы потом получить хорошую работу
5. Чтобы не огорчать родителей
6. Чтобы не отстать от товарищей
7. Чтобы не опозорить класс
8. Мне нравятся учителя в нашей школе
9. Чтобы потом много зарабатывать.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4
АНКЕТА
для социометрического исследования.

Дорогой друг!
Убедительно просим ответить на вопросы, которые перечислены ниже. Будем признательны, если Ваши ответы будут искренними. Ваши ответы помогут нам лучше познакомиться, дадут интересную и полезную информацию о классе.
Вписывая фамилии своих одноклассников, не используйте, пожалуйста, слова «все» и «никого».

Фамилия_____________________________      Имя___________________________         Класс_____________

Вопросы:
1а. С кем из одноклассников Вы хотели бы отдыхать?
_______________________
_______________________
_______________________
1б. С кем из одноклассников Вы бы хотели отдыхать в последнюю очередь?
_______________________
_______________________
_______________________
2а. С кем из одноклассников Вы бы хотели делиться своими проблемами и переживаниями?
_______________________
_______________________
_______________________
2б. С кем из одноклассников Вы бы хотели делиться своими проблемами и переживаниями в последнюю очередь?
_______________________
_______________________
_______________________
3а. С кем из одноклассников Вы бы хотели советоваться по поводу выполнения учебных заданий?
_______________________
_______________________
_______________________
3б. С кем из одноклассников Вы бы не стали советоваться по поводу выполнения учебных заданий?
_______________________
_______________________
_______________________
4а. С кем из одноклассников Вы бы хотели выполнять какую-нибудь совместную работу?
_______________________
_______________________
_______________________
4б. С кем из одноклассников Вы бы не хотели работать вместе?
_______________________
_______________________
_______________________

Содержание
Введение………………………………………………………………....…5
Содержание непрерывной педагогической  практики
Психолого-педагогическая практика студентов
1 курса…………………………………………………………………………..6
План организации учебно-воспитательного процесса ……………………...7
Отчетная документация студента 1 курса…………………………………..10
Учебно-воспитательная практика студентов 2 курса………………………10
План учебно-воспитательной практики студентов 2 курса………………..11
Отчетная документация студентов 2 курса…………………………………14
Права и обязанности студентов-практикантов……………………………...14
Норма оценок студентов 1-2 курса за непрерывную
педагогическую практику………………………............................................15
Методические рекомендации по организации непрерывной педагогической практики
Методические рекомендации по анализу урока.............................................17
Схема структурного анализа урока………………………………………….18
Схема психолого-педагогической характеристики ученика…………….....18
Подготовка внеклассного воспитательного мероприятия………………….20
Структура разработки внеклассного воспитательного
мероприятия................................................................................................…...21
Схема психолого-педагогического анализа внеклассного
воспитательного мероприятия …......………………………………………..22
Психолого-педагогические требования к проведению
этической беседы с учащимися……......………….........................................22
Литература……………………………………………………………….24
Приложение
№1 Форма индивидуального плана студента-практиканта………………..25
№2 Образец дневника студента-практиканта……………………………….26
№3 Анкета для выявления мотивов учения школьника …………....….......27
№4 Анкета для социометрического исследования ………………........…...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бумага офсетная. Объем 1,9п.л.



Сверстано и отпечатано в Издательском центре
Западно-Казахстанского государственного
университета им. М. Утемисова

г. Уральск, ул. Сарайшык, 34.
т. 50-76-52

FaLang translation system by Faboba